воскресенье, 19 сентября 2010 г.

Музеи должны работать "в связке" со школой

Историю ХХ века дети начинают изучать в средней школе. О том, как музеи могут обогатить эти знания, в интервью РИА Новости рассказала кандидат исторических наук, редактор журнала «Музей» Елена Медведева.
- Елена Борисовна, много ли проводится сегодня музейных экскурсий для школьников? И большую ли роль играют они в изучении ими истории?
- Дети всех возрастов – основные посетители музеев, примерно две трети от общего числа. Музейные образовательные экскурсии, появившись в России еще в конце XIX века, получили большое распространение после революции как один из мощных инструментов воспитания масс.
Знакомиться с прошлым в музеях – естественно. Но вот о Великой Отечественной войне рассказывать все сложнее: ее участников становится все меньше, связь нынешних школьников с ней – призрачней. Ребятам, выросшим в 1990-е, если война не коснулась их родственников, ее события часто не интересны, да и подросткам свойственно все отвергать, переоценивать.


- В какой форме лучше говорить с детьми о важном в истории?
- Очень мог бы помочь метод «живой истории». Мы в свое время упустили возможность опубликовать воспоминания о войне и письма рядовых солдат с фронта. Подросткам много могло бы дать самостоятельное изучение таких документов.
Для младших классов подходит игра, игровые методики «погружения в прошлое»: ребенку важно просто подержать в руках треугольник солдатского письма, гильзу от патрона, простреленную каску – даже если это не подлинник, а копия, – чтобы почувствовать их ценность.
Многое могут школьные музеи, активно привлекая детей к собирательской, исследовательской работе, к проведению экскурсий. Удачный пример – музейные экспозиции московского Центра детского творчества «Южнопортовый».
-  Но что мешает приобщению к музеям учащихся средних и старших классов?
- Школа меняется. Перемены в российской жизни привели к новой образовательной концепции и новой системе оценки знаний выпускников. В связи с ЕГЭ заниматься внешкольным образованием учителю часто становится некогда, он привязан к школьной программе. Учитель же младшей школы может так организовать учебный процесс, чтобы пойти с ребятами в музей вместо уроков.
Многое зависит не только от усилий музеев и отдельных учителей, но и от государственной политики. У нас вследствие слабого взаимодействия между органами образования и культуры, музеями и школами информация об образовательном потенциале музеев доходит до учителя нерегулярно либо не доходит совсем.
Практически ни один музей не занимается систематической подготовкой учителя к проведению занятий с детьми на основе музейных собраний, и очень немногие предлагают ему материалы, которые помогают подготовить детей к посещению музея  или закрепить полученные там знания и впечатления. Взаимоотношения музейного и школьного педагога чрезвычайно далеки от партнерских.
- А нужны ли сегодняшним школьникам выставки, посвященные советскому времени?
- Безусловно. Ведь раньше казалось, дети уже рождаются со знанием нашей недавней истории: в четвертом классе у них был предмет «Рассказы по истории СССР». Сейчас до изучения этого периода в школах добираются лишь к выпускному классу, и современные школьники, так или иначе попадающие под влияние СМИ, остаются в полном неведении относительно истории советских лет. Компенсировать это могли бы музеи, новые музейные экспозиции по истории ХХ века. Но сегодня их нет даже в залах Государственного исторического музея,  а музей Ленина в Горках больше посещают иностранцы.
- Какую роль играют музеи в изучении истории в других странах?
- За рубежом принято устраивать для детей «музейные дни», активно используется метод «живой истории».
Немецкие подростки, к примеру, тоже знают о войне мало. Но государство уделяет огромное внимание музеям: вкладываются большие средства и используются новейшие эскпозиционные методики, чтобы сформировать у подрастающего поколения стойкое неприятие к любым военным конфликтам.
Строятся новые экспозиции музея Бундесвера в Дрездене и музея Люфтваффе в Берлине. И выглядят музеи современно, ярко, привлекательно.
- Что можно было бы сделать, чтобы усилить роль музеев в нашем школьном образовании?
- Необходимо поэтапное приобщение школьников к музею с учетом их познавательных интересов и возрастных особенностей.
Использование музейного материала на уроках в школе, проведение особых музейных уроков, контрольных работ, викторин способны не только оживить обучение, но и активизировать воспитательные процессы. У нас же последние поправки к закону о бюджетных организациях ставят многие музеи перед сложным выбором: согласиться на мизерное государственное финансирование либо стать автономными учреждениями – и начать конкурировать с досуговыми центрами, дискотеками и развлекательными клубами… Едва ли последнее является их задачей.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

Комментариев нет:

Отправить комментарий

счетчик посещений