Музейная педагогика

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
Сейчас этот термин стал модным. Почти во всех музеях открываются отделы или сектора музейной педагогики. Печатается много статей, защищена не одна диссертация, написаны книги. Однако, многим до сих пор не ясно, что такое музейная педагогика. Постараюсь коротко сказать об этом.
1. Та московская школа музейной педагогики, которую представляю я и Объединение музейных педагогов России, исходит из представления о мире, как об ОДНОМ ОГРОМНОМ МУЗЕЕ под открытым небом. Отсюда вывод – мы не можем ограничиться только походами в музеи, наша задача – сделать своих учеников исследователями предметного мира в целом
2. Да, мы широко работаем с предметами музейного значения и памятниками, но только с одной целью – оказать воздействие на систему ценностей детей, помочь формированию нравственной личности гуманиста, нацеленной не на потребление, а на творческий подход к жизни. Получается, что музейная педагогика - это прежде всего методики и технологии работы с людьми, с их сознанием, с помощью музейных средств.
3. Отсюда вывод – курс «Музей и культура» предполагает еженедельную работу в школе (1 час в неделю ) с ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ КОНТИНГЕНТОМ детей в течение четырех лет (или же укороченный курс «Мини-музейный всеобуч» за 3 месяца).
4. 17 лет работы в школе в качестве музейного педагога подвели меня к мысли о том, насколько важно вывести на поле культуры ребенка в нежном возрасте, когда мы еще можем оказать воздействие на формирование у него гуманистической системы ценностей, нравственного стержня. Если начать работу позже, то она не приносит такого результата. Тогда в лучшем случае удается дать лишь ИНФОРМАЦИЮ о музеях и памятниках, а для нас важно ЛИЧНОСТНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ребенка. При этом, конечно, музейный педагог может работать со всеми возрастными группами, включая пенсионеров, но эффективность такой работы будет намного ниже. Здесь мы не должны забывать об импринтинге. Этот термин ввел в научный обиход наш крупнейший генетик Владимир Павлович Эфроимсон, который говорил о том, что детские воспоминания и оказываются фундаментом для построения личности, они «впечатываются» в ее сознание, подобно тому, как котенок, по воле случая выкормленный собакой, начинает ее воспринимать в качестве матери, а дети-маугли никогда не смогут стать полноценными людьми.
5. Многие считают, что в каждом человеке идет борьба светлых сил с темными, что в каждом из нас «сидит обезьяна», зверь, что нас одолевают эгоизм, похоть, мелкое тщеславие, что для каждого совершенно естественны зависть и стремление к подлым поступкам. Однако, я глубоко убеждена, что такое бывает лишьв том случае, когда в детстве человека не коснулась своим перстом ее величество Культура. Мне пришлось видеть очень многих людей, подчас даже не очень образованных, которымвсе эти пороки были глубоко чужды. Сами генетики признаются, что в половине бед людских повинна генетика, но не менее 50% бед устраняется с помощью умного воспитания.
6. Ситуация, в которой оказалось подрастающее поколение в нашей стране начала третьего тысячелетия, является крайне неблагоприятной. Не исключено, что люди Будущего назовут наше время временем Позднего Средневековья. Как ни странно, но в эпоху компьютеризации и интернетизации общества в области психологии царит вопиющее невежество. Вместо культуры истинной процветает массовая культура, которая ведет к деградации личности. Ее активно пропагандируют Нам приходится идти против течения, поскольку в обществе пока нет понимания того, что без подъема культуры невозможен и подъем экономики. Нет понимания и того, что миром правят не только Великие законы природы и Великие законы экономики, но также и Великие законы психологии, которые не зависят от наших желаний. Конечно, эти законы можно игнорировать, что мы и делали долгие годы, но ни к чему хорошему это не приводит.
7. Итак, наша основная цель – сформировать у ребенка потребность в общении с музеями и музейными предметами и после окончания школы. Отвечая на вопрос: «Какой я?», ребенок будет стремиться к гармонии, к высшим радостям бытия, к тому, чтобы нравственно и духовно расти на протяжении всей своей жизни. 


ВАНСЛОВА ЕЛЕНА ГАВРИЛОВНА 
Председатель Объединения музейных педагогов России, Руководитель Всероссийского семинара «Музей и подрастающее поколение», Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования за 2003г., Кандидат филологических наук, Член Союза журналистов РФ, Преподаватель Прогимназии № 1768 г. Москвы (курс «Музей и культура»)


Формы музейной работы
В деятельности музеев за последние годы происходят серьезные изменения, связанные с осознанием его социальной роли. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации в отечественной и зарубежной литературе. На сегодняшний день наиболее востребованная и, бесспорно, перспективная область музейной деятельности – работа с детьми и подростками.
Актуальность этой проблемы для нашей страны очевидна и заключается в невостребованности у подрастающего поколения духовного богатства российских музеев, театров, картинных галерей.
В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, «обладающей устойчивой системой ценностных ориентацией, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным»  Одним из наиболее значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности, является музей.
Музей как учреждение культуры, в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания, и особенно подрастающего поколения. Его социальные функции наряду с документированием и фиксацией объективных процессов в природе и общественной жизни включают в себя культурно- просветительную и образовательно-воспитательную функции.
В настоящее время в связи с гуманитаризацией и гуманизацией образования в деятельности музея происходят серьезные изменения. Сегодня он не только собирает, хранит, экспонирует и реставрирует культурные и исторические ценности, произведения искусства, но и осуществляет целенаправленное образовательно-воспитательное воздействие на человека, является центром культуры и важнейшим институтом социализации детей и подростков .
Процесс социализации многоаспектен. Его можно трактовать как социальное научение, как результат социального взаимодействия и, наконец, как самоактулизацию Я-концепции  При этом социализация может быть как стихийной, проходящей под влиянием широкого круга разнонаправленных факторов (семейного и несемейного общения, искусства, средств массовой информации), так и целенаправленной, осуществляющейся в ходе воспитания человека .
Несмотря на широкую употребляемость, сам термин «социализация» не может толковаться однозначно, сближаясь в одних случаях с воспитанием, в других – с формированием личности, связанным с осмыслением собственной социальной цели и позиции.
Социализацию можно понимать и как «процесс становления личности, обучения и освоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе» . В таком случае акцент делается на формировании жизненной позиции личности на основе усвоения социального опыта. В психологии социализация понимается как «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» .
В контексте данной статьи термин «социализация» неразрывно связан с понятием духовности, духовной культуры. Приобщение к миру духовной культуры возможно только через культурные ценности, произведения художественного творчества, т.е. через произведения, которыми в полной мере располагают именно музеи, т.е. искусство в процессе социализации занимает особое место.
Музей как хранилище культурного наследия человечества, произведений искусства, обладает огромными потенциальными возможностями в деле воспитания и образования детей, юношей и подростков. Актуальность этого направления в деятельности музея нельзя недооценивать, поскольку ценностный потенциал музея для ребенка чрезвычайно велик.
Музейные среда и атмосфера помогают ребенку испытать эти ощущения, тем самым, способствуя становлению его личности, формируя общую культуру, развивая ценностные ориентации, духовную культуру, то есть процесс социализации неразрывно связан с понятием духовности. Исходя из этого понятия и основываясь на вышесказанном, музей выступает как институт социализации личности ребенка .
Осуществляемый в музее процесс передачи культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации посетителями, определяется как музейная коммуникация, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных предметов, реализуются образовательно-воспитательная и другие функции музея .
Содержание культурно - образовательной деятельности выражается в формах организации работы с музейной аудиторией, взаимодействии с системой образования.
В арсенале музея можно выделить до ста различных форм, среди которых отмечают 10 базовых форм. Это: лекция; экскурсия; консультация; научные чтения; кружки, студии, клубы; литературные вечера, киносеансы, концерты; встречи с интересными людьми; праздники; исторические игры; конкурсы и викторины. Существует множество характеристик форм: традиционные - новые; динамичные - статичные; групповые - индивидуальные; активные - пассивные; простые - комплексные; разовые - цикловые; коммерческие - некоммерческие и т.д. Например, к традиционным формам, послужившим основой для появления новых, относятся лекции и экскурсии, конференции, научные чтения, консультации, клубы, кружки, студии. Формы, заимствованные из других сфер культуры, образования и науки или обусловленные развитием новых технологий музейной деятельности, могут рассматриваться как нетрадиционные .
В современных условиях культурно - образовательная деятельность ориентирована на личность потенциального и реального музейного посетителя, в связи с этим можно обозначить следующие ее основные направления: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Подобное выделение условно, ведь сами направления изменчивы, подвижны и зачастую тесно связаны между собой, или пересекаются в каких-либо аспектах. Однако для приобретения методических навыков в музейно - педагогической деятельности необходимо четко представлять цель и задачи работы в каждом из указанных направлений, а также продумывать наиболее оптимальную форму работы с музейной аудиторией и методы педагогического воздействия .
Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, становятся основой музейно - педагогической программы. Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.
1) Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея, различными направлениями его деятельности. Оно осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция и консультация. Однако современный уровень развития информационных технологий предполагает их внедрение и активное использование в музее, например, в форме специального информационного центра. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и заканчивая использованием информационных киосков, установленных в холле или залах музея с подключением к Internet. Информационные системы содержат качественные изображения экспонатов с указанием их местоположения, сопроводительную и разъяснительную информацию .
2) Обучение - вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных, либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно - педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов - подлинников.
Отличительные черты обучения в музее - неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися школ, гимназий, лицеев, колледжей. Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью углубления, расширения и приобретения умений, связанных с профилем музея .
3) Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Это направление может быть реализовано в форме студии, творческой лаборатории или фестиваля, викторины, исторической игры и др. Студия ставит целью раскрыть творческие способности участников на основе изучения музейных собраний. Творческая лаборатория - объединение заинтересованных лиц, ведущих в музее под руководством научного сотрудника экспериментальную научную деятельность в сочетании с творческой практикой. Фестиваль - действие с широким кругом участников, сопровождающееся показом и смотром различных видов искусства или работ, выполненных участниками студий, кружков, иных творческих групп .
4) Общение - установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, клуба, олимпиады, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме. Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея. Клуб - общественная регламентированная организация, предоставляющая возможность свободного общения с людьми, имеющими одну и ту же направленность интересов, связанных с музеем и его содержанием. Посиделки - театрализованная форма, участники которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с какой-либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение кружев, ткачество, лепка и т.д.) .
5) Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (ярмарка, карнавал, День открытых дверей, музейный праздник, концерт, КВН и т.д.), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (игровая комната для дошкольников, елка в музее для младших школьников, чаепитие ля людей пожилого возраста, выпускной бал в музее, свадьба и пр.) .
Чаще всего удачные формы имеют комплексный характер. Как и направления, формы подвижны, они совершенствуются и развиваются. Они складывались десятилетиями и изменялись с течением времени под влиянием исторических обстоятельств, научных поисков и разработок, запросов социума. Основной принцип любой формы культурно - образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации. При этом важно учитывать психологические особенности различных типов и категорий музейных посетителей. Эффективность этой работы зависит и от взаимодействия музея со школой, интеграции школьной и музейной педагогики.
В настоящее время культурно - образовательная деятельность - одно из ведущих направлений музейной работы, прежде всего, с детской и подростковой аудиторией. В музеях разрабатываются адресные программы, ориентированные как на детскую, так и взрослую аудиторию, создаются отделы образования с новой структурой, организовываются детские центры, экспозиции, выставки для детей и семей. Процессы интеграции способствуют выявлению новой проблематики, методик, что находит преломление в культурно-образовательных программах, проектах .
Тенденция последних лет - внимание к культурно-образовательной деятельности музеев, которая становится одним из приоритетных направлений музейной работы. Музеи становятся центрами как формального, так и неформального образования для всех категорий населения. Создаются новые организационные структуры - музейные культурные центры на базе музеев, ориентированные на взаимодействие с органами образования, социальной защиты, учреждениями культуры, науки, искусства. Они имеют много модификаций, определяемых спецификой территорий, особенностями музеев и музейной сети, культурным потенциалом регионов, а главная их цель - образование человека культурой.


Автор публикации:
Золотухина Е.С.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

счетчик посещений